"Кто в доме хозяин?" N4 1998
"Кто в доме хозяин?" N4 1998 WIN | KOI | ISO

Уральская Сеть Обмена Баннерами
Powered by Intersvyaz

 

    Советы кинолога

      ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА. ШАГ ЗА ШАГОМ. (Продолжение. Начало в № 4).

        С началом смены зубов - после 3-4 месяцев - собака вступает в подростковый периодж. Ее нервная система совершенствуется, собака приобретает способность к тонкой дифференциации (различению) явлений и объектов. Исчезает обобщенная щенячья радость при виде людей и собак. Знакомых щенок восторженно приветствует, а вот незнакомых опасливо сторонится и знакомится с тщательным соблюдением ритуалов. Этот период повторного проявления пассивно-оборонительной реакции часто является неприятным сюрпризом для хозяев (надо же, был нормальный щенок, не думал, что вырастет такой трус). Огорчаться не стоит, это явление вполне закономерно: щенок стал настолько развит психически и интеллектуально, что научился оценивать мир вокруг себя и сопоставлять незнакомые и страшные опасности со своими скромными силами. Поэтому хозяину, заметившему такую внезапную "трусость" в своем питомце, не следует злиться, ругать собаку, а тем более воспитывать смелость по методике "брось в воду - научится плавать". Нужно проявить тактичность, продемонстрировать щенку свою поддержку. В то же время следует повторить ситуацию, которой испугался щенок, и дать ему понять, что в ней нет ничего страшного. Подобная пугливость впоследствии перерастет в недоверчивое отношение к посторонним, что в сочетании с возросшей самооценкой уже является признаком строгой сторожевой собаки.

        В зависимости от породных особенностей этот период может быть различной длительности, острым или сглаженным. Парадоксально, но у дружелюбных пуделей владельцы практически не замечают подобных странностей, а у таких грозных псов, как доги и ротвейлеры, они могут затянуться надолго. Все дело, видимо, в разном темпе формирования механизмов обобщения, отставания функции синтеза от функции анализа. Чем больше круг общения щенка и его жизненный опыт, тем быстрее щенок обретает уверенность, способность к обобщению и даже к опережающему прогнозированию. Он стремится пополнить свой опыт новыми ситуациями, и часто даже сам их провоцирует. В каждом новом случае демонстрируются все уже отработанные формы поведения, а затем и новые варианты поведенческих актов. При переработке вариантов ответов щенок, с одной стороны, выясняет пределы дозволенного, а с другой - определяет свои возможности. Так он отрабатывает наилучший путь к достижению полезного для него результата.

        Хозяину, скорее всего, нужно принять игру. Например, когда щенок на прогулке приносит различные предметы, поощрить его за "дозволенную добычу": палочки, шишки, потерянные игрушки - и выбросить недозволенную: кости, стекла: При попытке щенка взять что-либо со стола нужно дать запрещающую команду, но взамен предложить корм из его собственной миски. С вашей помощью щенок быстро обучится корректировать свое поведение.

        Примерно после шести месяцев (у крупных пород позднее) у щенков начинается половое созревание. У кобелей оно отмечено началом задирания лапы, у сук - первой течкой. Отношение подростка к хозяину претерпевает серьезные изменения. Если раньше он его безусловно любил и слушался, как мать, поскольку зависел от хозяина, то теперь он начинает оценивать свою семью как стаю, с определенной иерархией. Кстати, примерно в таком же возрасте щенки диких собачьих покидают мать и начинают самостоятельную жизнь. Поэтому юный пес пытается установить в своей "стае" иерархические взаимоотношения. Что с его точки зрения не только порядочно и законно, но и единственно правильно. Поэтому оставьте сантименты типа "собака не должна кусать хозяина" людям несведущим, а станьте сами на время на место собаки.

        Щенки (16300b) В собачьей стае подрастающий конкурент использует любой повод, чтобы сдвинуть нынешнего вожака с позиций лидера. Не дайте такого повода! Если пес пытается вас отогнать от своей чашки с водой, не говорите себе "пусть песик поест спокойно" и не ретируйтесь - наоборот, стойте рядом до тех пор, пока либо не прекратится рык, либо щенок не перейдет в открытую атаку. Вот тут его и надо наказать, причем так, как это делает вожак стаи - ОЧЕНЬ БЫСТРО И ОЧЕНЬ БОЛЬНО (хорошо действует жесткое встряхивание за шкирку). Не пытайтесь из ложного гуманизма просто ругать собаку или бить ее слабо. В первом случае щенок решит, что поле битвы оставлено ему и претендент бессильно лает, во втором: ну, извините, вы просто раззадорите собаку и подтолкнете ее к дальнейшему выяснению отношений. Не думайте, что бить собаку - жестоко. Жестоко избивать собаку "для профилактики" и ни за что, а в подобных ситуациях - на войне, как на войне! Чем увереннее вы будете действовать, тем быстрее щенок поймет, что вы - вожак, и его детская инфантильная привязанность благополучно перейдет в любовь к лидеру. Конечно, будет лучше, если все члены вашей семьи последуют вашему примеру. Когда собака четко уяснит себе свое место в семье, даже если это место последнего, она будет вести себя гораздо спокойнее.

        Советы для тех, кому достался очень агрессивный пес. Во-первых, не бойтесь своей собаки - молодой и необученный пес не в состоянии нанести серьезных ран. Лучше разозлитесь сами и деритесь, пока не победите. По себе знаю - в пылу битвы человек обычно боли не чувствует. Но как только собака уступит, выразит подчинение, приласкайте ее как ни в чем не бывало, можно даже покормить. Поставьте себя в положение распределителя всех благ и наказаний - один из самых удачных ходов в обучении. Кроме того, ласка покажет собаку, что вы, вожак, относитесь к ней прекрасно, пока она не выходит за рамки дозволенного.

        Второй способ имеет дополнительное значение: выберите совершенно незнакомый собаке район, возьмите ее на поводок и отправьтесь гулять. В собачьей стае в случае пересечения незнакомой территории путь определяет вожак. Поскольку вы будете вести свою собаку (а она в таком месте чувствует себя неуютно), вы косвенно поставите себя на место вожака и заставите собаку ориентироваться на вас.

        Будем надеяться, что эта проблема была последней в предварительном этапе создания собаки вашей мечты. Но дальнейшее совершенствование - это задача уже не воспитания, а общей и специальной дрессировки. А это отдельный разговор.

        Ольга БАРАКОВА,
        инструктор РКФ.
        По поручению Совета
        инструкторов ЧОДОСЛ.


"Кто в доме хозяин?" N5 1998
© 1998 ООО "Журнал "Кто в доме хозяин?"
© 1998 ИНТЕРСВЯЗЬ
Размещено на www.chelpress.ru
За достоверность фактов и сведений ответственность
несут авторы публикаций и рекламодатели.
При перепечатке ссылка на "Кто в доме хозяин?" обязательна.
Ваши пожелания и предложения писать на who@chelcom.ru
По вопросам web-версии писать на webmaster@chelpress.ru