28-11-97


ЭХО КАТАСТРОФЫ

«Речкина болезнь»: способы самолечения

Масштабы уральской трагедии 1957 года, связанной с деятельностью производственного объединения «Маяк», долгие годы оставались неизвестными не только мировой, но и отечественной общественности. Не знало этого и население, попавшее в зону радиоактивного загрязнения. Люди пасли скот на загрязненной территории, пили зараженную воду реки Теча, купались, ловили рыбу. Часто заболевали, понимая, что эти заболевания связаны каким-то образом с рекой, потому и болезни эти получили название «речкиными», по-татарски - елга авыру.

Не получая серьезной медицинской помощи, жители загрязненных районов методом проб стали использовать те древние рецепты лечения, которые переданы из поколения в поколение, приспосабливая их к своему нынешнему состоянию. Об этом рассказывает ученый-этнолог.

После исследований, которые мы провели в селениях на берегах реки Теча, можно утверждать, что особое место в борьбе муслюмовцев (мы подразумеваем под «муслюмовцами» и других жителей загрязненных территорий) за выживание в условиях радиоактивной опасности, за здоровье свое и своих близких занимают всевозможные способы самолечения с использованием рецептов народной медицины и элементов научной медицины, а также способы, изобретенные самостоятельно современными народными целительницами.

Мы получили десятки рецептов профилактики и лечения тех болезней, какие беспокоят жителей зараженных территорий. Охотнее делились ими татарки и башкирки. Думаю, это не случайно. Татарские женщины еще в XXVII веке были известны на Южном Урале как прекрасные целительницы. К тому же родственные и общинные связи у мусульманского населения до сих пор более прочны, чем среди русских, потому, оказавшись в экстремальных условиях выживания, именно татарское и башкирское население стало быстрее приспосабливаться, адаптироваться и передавать накопленный опыт по преодолению воздействия недугов. Немаловажно и то, что эти районы были заселены в основном татарами и башкирами.

Определенный опыт накоплен женщинами в профилактике и лечении гинекологических заболеваний, весьма распространенных среди жительниц зоны радиоактивного заражения, особенно среди пожилых мусульманок. Вероятно, одной из причин этого послужило религиозное требование ежедневного многократного гигиенического туалета. В нормальных экологических условиях эта гигиеническая норма защищает от гинекологических заболеваний, а здесь она стала причиной онкологических заболеваний половых органов. Причем эти заболевания среди представительниц немусульманских конфессий встречаются реже. К тому же мусульманки всячески избегали осмотров у гинекологов и лечились самостоятельно.

Для лечения они использовали черную бузину, тыкву, чистотел, корень аира, алоэ, мед, синий горький лук и другие растения. Для лечения других заболеваний народные целительницы используют не только местные растения - лук, солодку, душицу, лен, коноплю, лопух, ель, сосну, но и привозные - лимон, алоэ, каштан, аралию. По наблюдениям специалистов, средства, изготовленные из этих растений, выводят радионуклиды и избавляют клетки организма от интоксикации. В народной медицине используются также и растения, обладающие лучезащитными свойствами: шиповник, малина, вишня, виноград.

Помимо растительных лекарственных средств на этой территории используются средства животного происхождения. И это закономерно, ведь среди татар и башкир богаты традиции скотоводческой культуры. Целесообразность использования различных тканей животного организма и различных физиологических жидкостей, применяемых в народной медицине, подтверждены серией научно-экспериментальных работ.

Широко известна терапевтическая эффективность кумыса, изготавливаемого в основном из кобыльего молока. До сих пор здесь уверены, что кумыс целебен при всех недугах, в том числе вызванных повышенной радиацией.

Татарские и башкирские женщины уверены в лечебных свойствах и других традиционных кисломолочных продуктов. Среди них напитки айран и катык, различные виды творога (поэмэ, сюзьмэ, еремчик), творожный сыр-курут и многое другое. Этими продуктами до сих пор богата национальная кухня башкир и татар. Очень ценится сыр особой выделки - курут, в сочетании с топленым маслом он используется при множестве заболеваний.

Домашние хозяйки, постоянно готовящие кисломолочные продукты, заметили, что плесень, снятая с этих продуктов (сыров, творога, сметаны) хорошо заживляет раны, но она обладает и еще одним свойством: продукты, покрытые плесенью, теряют свою радиоактивность, плесень как бы поедает и уничтожает ее. Догадка жительниц подтверждена опытами, когда в семьях появились бытовые дозиметры.

Сельские женщины помнят и о лечебных свойствах кизяка, гусиного и конского помета, применяют их для лечения суставов. Известны случаи самолечения путем уринотерапии.

Вопросы о способах самолечения и использовании народных средств задавались и мужчинам, но лишь некоторые из них смогли назвать несколько лекарственных трав, о лечебных свойствах которых слышали от матерей, жен, родственниц. В большинстве же мужчины считают чуть ли не единственным средством от радиации в этой местности водку. Некоторые из бывших работников ПО «Маяк» назвали еще кагор, каберне и некоторые сорта коньяка, которые способствуют выведению радионуклидов. Они даже утверждают, что подобным образом в 50-е годы врачи поддерживали здоровье тех, кто работал на «грязных» участках, где была угроза облучения.

Возникает вопрос, насколько эффективны и целесообразны те или иные средства народной медицины в условиях радиационной опасности?

По мнению онкологов, фитотерапевтов, эндоэкологов и других специалистов, изучающих проблему выживания в экстремальных условиях радиационной опасности, на ранних стадиях заболевания возможна иммунокоррекция народными средствами: лечебной диетой, водой, насыщенной определенными ионами металлов, специальными упражнениями и травами. Оказалось, что большинство растений, используемых жителями Южного Урала, принадлежит к эфиромасличным ботаническим семействам и в других местах используются как бактерицидные и противовоспалительные средства, а некоторые из них наряду с эфирными маслами содержат кумарин, фурокумарин и их производные, чем и может быть обусловлено применение этих растений для лечения злокачественных опухолей и болезней, связанных с повышенной радиоактивностью.

На наш взгляд, бесспорным достоинством народных способов лечения, помимо простоты их применения, дешевизны, отсутствия побочных воздействий, является их доступность. Когда нет денег на покупку лекарств, когда нет должной медицинской помощи, это весомый аргумент в пользу народной медицины. В нынешнюю эпоху экологических катастроф, когда людям самим приходится искать способы выжить и вылечить себя, опыт муслюмовцев может быть очень полезен.

Особого внимания заслуживает опыт женского населения в организации системы питания, в сохранении и развитии народных традиций культуры питания.

Главным источником продуктов питания в этом регионе является подсобное хозяйство, и хотя все понимают, что на загрязненных территориях можно вырастить загрязненные продукты, на другие источники поступления продуктов из экологически чистых зон рассчитывать не могут по материальным соображениям. Значит, экологически чистые продукты надо добывать самим.

Одним из основных источников заражения муслюмовцев является молоко и мясо местных животных. Отказаться от них нет возможности, но как обезопасить себя? Уже отмечалось, что люди стали больше употреблять традиционные кисломолочные продукты, которые не одно десятилетие были забыты. К ним вернулись, когда стали замечать, от каких продуктов улучшается самочувствие. Зато ряд других продуктов стал использоваться все реже, эти продукты, по мнению местных жителей, могут принести больше вреда. Татарки и башкирки стараются не готовить традиционные блюда из теста, жаренного в жире. Например, баурчак, юаса, чак-чак, урама, салпак. Полагают, что этот способ приготовления еды канцерогенен.

По той же причине считаются теперь вредными для здоровья и многие копчености, столь популярные в прошлом среди кочевников. Это вяленый гусь - каклаган каз, копченое мясо - тимпер, талкана - «жирная мука», приготавливаемая из зерен, жаренных в масле.

Снова в рацион питания возвращается конопляное масло, вытесненное на многие десятилетия подсолнечным. В прошлом конопляное масло широко было распространено у татар, башкир, чувашей и других народов Поволжья и Урала, считалось лечебным и полезным.

Интересно проследить процесс взаимовлияния различных традиций татарской, башкирской и русской кухни. В последние годы главным критерием заимствования блюд той или иной кухни стало представление о том, насколько они полезны для здоровья людей. Например, бытует мнение, что свинина наименее радиоактивна. Во-первых, свинина из-за большого количества сала и мяса в сравнении с костями меньше поглощает радиацию, во-вторых, условия содержания свиней исключают их прямые контакты с загрязненными территориями. Коровы, овцы, козы, а также водоплавающая птица нередко кормятся в пойме реки Теча и в костях способны накапливать радионуклиды. Значит, свинина экологически чище баранины, говядины, гусятины. Однако вера не разрешает мусульманам использовать свинину в питание, но в селах по Тече мы можем наблюдать, как в рацион татар и башкир входит свинина. Люди старшего возраста из правоверных мусульман сами свинину не употребляют, но не осуждают родных и близких, которые нарушают религиозный запрет.

Русские женщины научились у мусульманок правильно заваривать и употреблять чай. «Чай живет 5 - 7 минут, и в это время он вымывает радионуклиды, а старая заварка приносит только вред. Воду для чая нужно обязательно отстаивать», - такие советы не раз приходилось слышать от муслюмовцев.

Культура питания отражает не только уровень жизни людей, специфику их жизни, но и особенности их менталитета, изменяющегося в зависимости от той информации, которая обрушилась на население в последние годы, когда стало известно о влиянии ПО «Маяк». Поток хлынувшей информации о радиоактивном заражении вызвал острую эмоциональную реакцию. В поведении людей просматриваются две основные тенденции: активная и пассивная. Активная позиция побуждает людей искать способы защиты, объединяет их в общественные экологические организации. Пассивная позиция характеризуется тем, что люди уходят в болезнь, преувеличивают свои страдания, а на этом фоне в добавок к заболеваниям, вызванным радиационным заражением, развиваются психопатические болезни.

Женщины наиболее активны, и это проявляется в повседневной жизни, в решении бытовых проблем, в решении судьбы села. Мужчинам свойственны пассивная позиция, уход от злободневных проблем в собственные болезни, а иногда и чрезмерное увлечение спиртным.

Опыт муслюмовцев по выживанию в экстремальных условиях заслуживает значительно большего внимания, ведь радиоактивная опасность стала в наши дни проблемой общечеловеческой: она вне границ, вне народов, вне политики и конфессий, вне пола, возраста и национальной принадлежности.

Галина КОМАРОВА,

кандидат наук, старший

научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая.



Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru
Вернуться в раздел "Газеты"