27-05-2003


ДВЕ ГИТАРЫ БЕЗ ОРКЕСТРА

Виктор Мельников и Евгений Биринцев - дуэт, объединяющий не только двух исполнителей, но и два города: Магнитогорск и Челябинск. Впрочем, Евгений уже около 10 лет живет и работает в нашем городе, а вот Виктор считает себя коренным магнитогорцем и значительную часть времени проводит в родной Магнитке. Но географические препоны не мешают им заниматься совместной творческой деятельностью. Проще говоря - петь дуэтом. Причем разобраться, кто из них запевала, а кто исполняет вторую партию, трудно. Музыку пишет Виктор, зато Евгений ударная сила - вдохновитель и организатор. Сегодня они гости "ВЧ".

- А как вы сейчас называетесь?

М.: Вариантов много. Вот например - "БМВ", "Магнитка - Челябинск-транзит" или даже "Три богатыря"... Но "третьего" не нашли. Пришлось отказаться и от этого названия.

- Но у дуэта есть название?

М.: Пока нет. Обходимся фамилиями.

- Как же без названия?

Б.: Не это главное. Нам сейчас надо больше думать о творчестве и о компакт-диске. Скоро начнем записывать первый совместный альбом. Работаем ударными темпами, надеемся уложиться в короткие сроки.

- Записать - это полдела. А вот где возьмете деньги на тиражирование?

Б.: Нет. Если бы записать было полдела, то большое количество имеющих деньги так бы и делали ради имиджа. У нас песни Виктора - это основное, это первично. А с деньгами придумаем что-нибудь.

- Дорого сейчас выпустить собственный диск? Я имею в виду не в домашних условиях, на записывающем СD-Rom, а "фирменный".

Б.: Все зависит от того, где, с кем и сколько.

- А вообще-то сейчас на бардовских песнях можно деньги зарабатывать?

Б.: Зарабатывать можно на многом, в том числе и на песне. У кого получается - тот зарабатывает, и слава богу. И потом, чтобы получать солидные гонорары, надо иметь "раскрученные" имя и песни. Кстати, на фестивалях одна из самых больших статей расходов - это гонорары для приезжих известных авторов и исполнителей.

- А ведь когда-то они все ездили по городам и выступали бесплатно! Просили только оплатить им дорогу и обеспечить проживание с кормежкой.

Б.: Ничего такого крамольного в том, что за свое выступление артисты берут деньги, я не вижу. Два часа на сцене с гитарой отстоять, думаешь, так просто? А саму песню написать, а подготовить ее?

М.: Всякий труд должен оплачиваться, а песни - это труд!

- Вы, кстати, сколько часов за одну репетицию трудитесь?

Б.: По-разному. Бывает, и целый день.

- Вы в музыкалку в детстве ходили?

М.: Я ходил! В нашем подъезде по соседству жил один паренек, который учился играть на баяне. Я ему завидовал и уговорил родителей купить мне баян. Самое интересное, что таких баянистов во дворе стало много. Сразу несколько мальчишек изъявили желание учиться музыке. Четыре года на баяне играл! А потом попала в руки гитара. Позже мы создали ансамбль и играли рок.

- В авторскую песню как попал?

М.: В армии послушал кассету с записью бардов. Проникся...

- А в армии музыка пригодилась?

М.: Да, у нас в части был маленький внештатный духовой оркестр, где я играл на тарелках, на барабане и на медной дудке, которая называлась "тенор". Моя неоконченная музыкальная школа здорово помогла. Так вот об авторской песне - после службы я уже осознанно "пришел" в этот жанр. Так до сих пор и продолжается.

Б.: У меня все было очень похоже. Я жил в Учалах и тоже играл на баяне четыре года. Потом мама купила мне гитару... Тут все и началось. Ансамбль, рок. Приехал в Магнитку, поступил в МГМИ (горно-металлургический институт). Когда учился на первом курсе, меня пригласили в гости к Борису Яковлевичу Браславскому - известному корифею авторской песни. Тогда в моем репертуаре были в основном эстрадные песни и о бардах я имел смутное представление.

После того как я в гостях спел пару песен, Борис Яковлевич очень корректно взял гитару, отложил ее в сторону и поставил магнитофонную запись. Буквально с первых песен со мной стало твориться непонятное. Я даже предположить не мог, что существуют такие простые и гениальные песни. С тех пор в моем репертуаре стали появляться песни Визбора, Ланцберга, Митяева и многих других авторов. Фестивали стали неотъемлемой частью моей жизни. Благо, что в Магнитке фестивали авторской песни никогда не прекращались.

- Кстати, как это получилось? Ильменку вместе с Грушинкой в то время закрыли, а магнитогорский фестиваль в Урал-Тау так и продолжал свое существование.

М.: В горкоме комсомола хорошие ребята были. Отстояли Урал-Тау.

- Магнитка вообще жила и живет по особому режиму. Первые на Урале дискотеки, кукольный театр "Буратино", один из лучших в Советском Союзе. А люди там какие!

М.: Да магнитогорцы вообще самые лучшие!

- Можешь мне это не говорить! Я сама из Магнитогорска. Кстати, Женя, тебе, когда ты приехал в Магнитку из Учалов, не показалось, что у магнитогорцев слишком ярко выражен "квасной патриотизм"?

Б.: Может быть! Я прожил в этом городе тринадцать лет и полюбил его.

- Что же тебя в Челябинск занесло?

Б.: Стечение обстоятельств. Хотя общеизвестно, что случайность - неосознанная необходимость.

М.: А у меня магнитогорская прописка! Но пока я живу то здесь, то там.

- Давайте вернемся к патриотизму. Когда я работала в одной из челябинских школ, то на классном часе попросила своих третьеклашек назвать челябинских поэтов. Еле-еле одного вспомнили! А в Магнитке, я помню, даже первоклашки могли перечислить Ручьева, Татьяничеву, Машковцева.

М.: Строки из стихов Ручьева есть на главном памятнике (Первой палатке), а стихи Машковцева - на памятнике возле ДК имени Орджоникидзе. Я, кстати, не раз выступал вместе с Владиленом Машковцевым (магнитогорским поэтом) в школах и клубах. Он читал стихи, а я потом пел песни. Он всегда у ребят спрашивал про магнитогорских поэтов, и дети могли назвать не только их имена, но и прочитать некоторые строчки.

- Да! Это уже не "квасной", а "компотный" патриотизм, который начинается с детского сада. Наверное, так и должно быть. История у города не самая большая - чуть больше семидесяти лет. Надо гордиться тем, что имеем. Мне, между прочим, очень нравится, что Виктор пишет песни на стихи магнитогорских поэтов. У них ведь не только про трубы комбината есть строки.

М.: Есть из чего выбрать. Но дело не только в привязанности к родному городу. Я ищу хорошие стихи, и география здесь ни при чем.

- А кого из поэтов чтишь больше всех?

М.: Пушкина!

- Шутишь?

М.: Любить Пушкина - это разве шутка? Я искренне почитаю его гениальность и осознал это будучи в зрелом возрасте.

- А как вы встретились с Женей?

М.: Мы знакомы очень давно. С тех далеких времен, когда в Магнитогорске был замечательный КСП при Доме музыки. В основном выступали в то время раздельно. Примерно в 88-м году объединились в дуэт со странным названием "Кекс", поскольку считали, что во всем должна быть изюминка.

Б.: Тогда же на Грушинском фестивале получили звание "Участник концерта на "Гитаре". В тот год лауреатство по каким-то причинам было отменено. Дуэт просуществовал недолго, так как я переехал в Челябинск. А полтора года назад, когда хоронили Ивана Кузнецова (гитарного мастера), встретились, разговорились и решили сделать совместный проект.

- Гитары у вас от Кузнецова?

Б.: Да. Мне эта гитара досталась уже после его смерти.

М.: А мне Иван подарил свою гитару ко дню рождения в 96-м году.

- Дорого сейчас стоят гитары Кузнецова?

Б.: Дорого.

- А ведь был же еще один мастер в Магнитке?

М.: Да, мастер Абаимов. Он сделал гитару Жанне Бичевской по своему оригинальному проекту. Помнишь, такую большую, светлую, с двумя резонаторами? Вот видишь, какие люди в нашем городе!

- А правда, что у Митяева на Ильменском фестивале украли гитару работы Кузнецова?

Б.: Не в курсе. Но, насколько мне известно, одна из Ваниных гитар сейчас в "Гнезде глухаря" (передача на ТВЦ) у Константина Тарасова.

- Трудно прорваться в московскую тусовку?

Б.: Не было такой цели. Авторскую песню любят не только в Москве.

- Но ведь есть проект "Песни нашего века" (от автора: серия дисков с популярными авторскими песнями). Я так поначалу поняла - трубили сбор по всей стране, приглашали к участию бардов всей страны и зарубежья. А чуть позже слышала недовольные отзывы. Дескать, записали только "своих". Где же ваше хвалебное каэспэшное братство?

Б.: Оно вообще-то осталось. И потом, если бы не было того, что ты называешь "братство", то как бы мы проводили фестивали? Вот сейчас занимаемся подготовкой городского фестиваля "Челябинск - Ильмень-2003" ко дню рождения Челябинска. А что касается проекта "Песни нашего века", я думаю, что сделан он великолепно и там есть свои организаторы и вдохновители.

- Где будете проводить фестиваль?

Б.: В парке имени Гагарина. Планируем 13 сентября 2003-го. Сейчас ждем разрешения от всевозможных инстанций. А их много.

- Прошлый фестиваль прошел неплохо!

Б.: В этот раз должен быть лучше. Мы постараемся. И уже ищем таланты.

- Так что для вас сейчас важнее? Подготовка фестиваля или запись диска?

М.: Одно другому не мешает.

Беседовала Дина ИЛЬИНА.

Фото Сергея АРСЕНЬЕВА.

Рисунок Игоря РЫЖЕНКОВА.


Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru