06-06-2001


ЛЕРА АВЕРБАХ: "Я ДЕЛАЮ ТО, ЧТО ХОЧУ..."

Челябинские газеты начали писать о девочке-вундеркинде Лере Авербах, когда ей было ... пять лет. С четырех лет (!) она начала сочинять музыку и учиться играть на рояле. В восемь лет Лера впервые выступила с оркестром, в 12 - написала оперу, которую поставил Челябинский областной оперный театр. Первый сборник ее поэзии вышел, когда ей не исполнилось 14 лет...

В 1990 году Лера стала лауреатом международной программы "Новые имена" в Москве и лауреатом первого Всероссийского конкурса молодых композиторов имени П. И. Чайковского. Казалось, перед талантливой девочкой открыты блестящие перспективы в России. Но вскоре она неожиданно оказывается в Нью-Йорке...

И покоряет Америку! В 1993 году Лера становится лауреатом международного конкурса пианистов имени И. Ф. Стравинского в Чикаго, в 1996-м - получила Гран-при Академии Моцарта в Зальцбурге (Австрия), в этом же году она заканчивает знаменитую Джулиардскую консерваторию. 1998 год - в США выходит пятая книга ее стихов и прозы "Ступеньки в вечность", Лера выдвинута на соискание Нобелевской премии в области литературы. Поэт, пианистка и композитор Лера Авербах с успехом гастролирует в Болгарии, Норвегии, Германии, Франции, Австрии, Италии, Канаде, Панаме, США, России...

Сегодня Лере 27 лет, она живет в Америке. И вот вторые за десять лет гастроли в родном городе. Настоящий подарок поклонникам ее несомненно большого таланта.

А беседовали мы с Лерой накануне гастролей у нее дома, в Челябинске. Начали с воспоминаний о памятной поездке в США, которая так круто повернула ее жизнь.

О "Дне

независимости"

- Лера, расскажи, как тебе удалось уехать в США десять лет назад? Ведь еще был жив Советский Союз, а Челябинск вообще являлся закрытым городом...

- Действительно, та памятная поездка в Америку состоялась в июне 1991 года, ровно десять лет назад. Так что нынешние концерты в Челябинске в некотором смысле юбилейные. Как мне удалось остаться в США? О, это почти детективная история!

Летом 1991 года делегация челябинского часового завода отправилась на международный съезд часовщиков в Даллас. К этой встрече была приурочена культурная программа, в число участников которой включили и меня как представительницу Советского Союза. Правда, в день отъезда у меня не было ни билета, ни визы. Должна сказать большое спасибо за содействие Надежде Диде и Кириллу Шишову. И то, что поездка все-таки состоялась, стало для меня настоящим чудом.

На обратном пути у нас были три свободных дня в Нью-Йорке. Я позвонила Илье Лейману, бывшему челябинцу, который учился в свое время с моей мамой, и попросила его познакомить меня с нью-йоркскими музыкантами. Что он и сделал. После чего мне пришла мысль остаться в Нью-Йорке. Мне показалось, что судьба дает мне Шанс, который никогда не повторится. Кстати, Илья тогда был единственным знакомым человеком нашей семьи во всей Америке.

- Говорят, что новые знакомые - нью-йоркские музыканты - были восхищены твоими способностями...

- Думаю, что им понравилась моя игра. Во всяком случае, дело дошло до того, что в Манхэттэнской консерватории даже собралась приемная комиссия, решившая принять меня на учебу вне конкурса.

- Исключительный случай!

- Да. Такое случается крайне редко. Но мне еще и повезло. На дворе стояло лето. Преподаватели консерватории могли просто-напросто оказаться в отпуске...

- И что было дальше?

- Я приняла решение продолжать учебу в США. О чем и сообщила родителям. И надо отдать им должное: они мужественно одобрили мой выбор...

- Разрешив несовершеннолетней дочери остаться одной в чужой стране, без денег и практически без знакомых.

- И, кстати, без знания английского.

- Страшно было?

- Страшно. Но решение мной уже было принято. Символично, что первым праздником, который я отмечала в Америке, был День независимости. Его я запомнила надолго.

Я ускользаю от тебя как тень.

И в зеркало смотрюсь, не узнавая.

И мой челнок дал ощутимый крен,

А я стою у края.

И нет ни сил, ни воли отойти -

Так бабочка летит к огню ночная.

Иду я по канатному пути,

Что перетерт у края.

Об Америке

и Нью-Йорке

- Я снимаю квартиру в Нью-Йорке, в самом центре Манхэттэна, - рассказывает Лера. - Мне нравится этот район, тут вполне безопасно, можно спокойно гулять хоть ночью. Рядом концертные залы, театры, Линкольн-центр, Карнеги-холл. До них я хожу пешком.

- А как же один из атрибутов американской мечты - хороший автомобиль?

- Я умею водить машину. Однако по центру Нью-Йорка лучше передвигаться пешком. Так что пока прекрасно обхожусь без автомобиля.

- Америку, в отличие от России, других европейских стран, нельзя назвать страной с глубокими культурными корнями. Комфортно ли ты как творческий человек чувствуешь себя за океаном?

- Любопытно, что похожий вопрос мне задавали на творческих встречах в Новосибирске и Красноярске. На мой взгляд, именно сейчас в США культурная жизнь буквально бьет ключом, рождается много нового. В Америке есть место для искусства в большей степени, чем в Европе. В том же Нью-Йорке - огромное количество концертных залов, театров. В них каждый день и не по разу при переполненных залах идут представления. И американцы, поверьте, ходят туда не от избытка времени, а потому что им это интересно. Формула "время - деньги" по-прежнему работает в США.

- Лера, насколько вообще, на твой взгляд, проблема "делания денег" актуальна сегодня для американцев?

- Думаю, что эта проблема стоит сегодня в России куда больше, чем там.

- Американское общество строится на достаточно жестком принципе свободной конкуренции. Чувствуешь ли ты на себе эту конкуренцию среди музыкантов?

- Конкуренция, безусловно, есть. Но чем выше поднимаешься в своем профессиональном росте, тем меньше она тебя беспокоит. Где-то там, "у подножия горы", конкуренция может быть достаточно жесткой. Лично на мне это никак не сказалось.

- Талант - этого достаточно, чтобы не затеряться в "нью-йоркских джунглях"?

- Пожалуй, еще нужен характер. Талант и даже упорный труд еще не гарантия успеха. Я знаю много талантливых людей, которые не смогли состояться из-за нехватки характера. И еще мне посчастливилось встретить немало хороших людей в Америке. Без их бескорыстной помощи я бы ничего не добилась.

- Лера, а ты смогла бы вернуться в Челябинск?

- С гастролями - с удовольствием, если меня, конечно, пригласят. А жить - вряд ли. Все-таки в Нью-Йорке прошли десять лет моей взрослой жизни. И потом этот город - место, где я ощущаю себя как нигде комфортно. Каждый человек здесь чувствует себя предельно свободным в своем выборе.

В Нью-Йорке луна редка,

как трамвай.

Метро снаружи напоминает сарай

Иль отверстие в ад, впрочем,

так и есть:

Изнутри иль снаружи -

это времени месть.

Бродят люди иль тени -

не разберешь:

Сумасшедший, профессор,

homeless, бомж,

И китаец с гирляндой

бенгальских огней

Нагадает вам встречу

через несколько дней.

О Бродском,

Нобелевской премии

и нехватке времени

- Лера, расскажи о своей дружбе с Бродским, о письме, в котором он написал, что многие твои стихи "очень хороши"...

- Вряд ли наши отношения можно назвать дружбой. Хотя Бродский действительно хорошо отзывался о моем творчестве. А все началось с того, что однажды в детстве (а мне было тогда лет 12) еще в самиздате я впервые прочитала его стихи. Они стали для меня большим внутренним открытием. И вот когда я приехала в Нью-Йорк, то решила обязательно встретиться с Бродским. И представьте себе - эта встреча состоялась! Потом мы переписывались.

- Как известно, Иосиф Бродский в свое время был лауреатом Нобелевской премии. В 1998 году ты чуть не повторила этот успех...

- В 1996 году Пушкинское общество признало меня лучшим поэтом русского зарубежья (за книгу "Сороколуние"). А в 1998 году я стала номинантом Нобелевской премии в области литературы. Лауреатом стал бельгийский прозаик Гюнтер Грасс. Но ему, в отличие от меня, далеко за 80.

* * *

- За последнее время я написала новую книгу стихов и два романа, - говорит Лера Авербах. Один из них называется "Скрипка дьявола". Произведение с острым сюжетом рассказывает о жизни двух музыкантов. Среди персонажей фигурируют Страдивари и даже дьявол. Второй роман - "Зеркало" - автобиографический, в котором проводится параллель между миром глазами ребенка и взаимоотношениями Адама и Евы в раю. Книги, правда, еще не изданы. Есть много других задумок. Сейчас я, к примеру, пишу на заказ новое музыкальное произведение для оркестра.

- Часто ли приходится подстраиваться под вкусы заказчика?

- Даже когда работаю на заказ, я делаю то, что мне близко. В противном случае просто не берусь за работу. У меня слишком мало времени, чтобы сочинять то, что я не хочу.

Я вскакиваю среди ночи в страхе

Пред тем, что не успею записать.

Потерянные дни, за вас на плахе

Мне суждено в ночи ответ держать.

Как мало времени осталось! -

Боже,

Прости меня за мой преступный

сон.

... А ночь расправит крылья

и изгложет,

И заглушит стыдом невольный

стон.

О России и о Челябинске

- Лера, твои первые впечатления от Челябинска?

- Я пока не успела толком посмотреть город. Работа дома, репетиции... Первые впечатления разные. Из хорошего: приятно, что в городе появился камерный оркестр "Классика". Плохо, что нет симфонического оркестра, что до сих пор не открылась филармония.

Люди здесь, насколько я могу судить из разговоров с оркестрантами, сильно загружены работой, гораздо больше, чем в 1991 году. Многие работают на четырех работах, начинают играть в восемь утра, заканчивают в 10 вечера. И не потому, что им нравится так много работать, а потому, что надо свести концы с концами, прокормить себя и семью.

- А разве в Америке по-другому?

- Там тоже многим людям приходится напряженно работать. Но если ты играешь в оркестре, то репетируешь четыре часа в день, а в остальное время предоставлен сам себе.

Хочу особо подчеркнуть, что, несмотря на все трудности, здесь замечательная публика. В этот раз на гастролях по Сибири и Уралу меня приятно удивил Красноярск, где я выступала в огромном, заполненном до отказа оперном театре. Люди внимательно слушали достаточно сложную музыку, бурно реагировали. То же самое было в Новосибирске. И, конечно, мне особенно приятно выступать в Челябинске.

"Челябинск...Пристанище моей печали, обитель сердца, навсегда прирученная памятью к раннему детству. Край, окутанный светом невыплаканных слез и морозом торжественных зим... Тайная мелодия души. Город, в котором я впервые увидела свет, исток истоков. Несчастный, самолюбивый, серо-дымный, обрученный с памятью, обреченный на любовь. Любовь, вынесенную за скобки, любовь, несмотря ни на что..."

Беседовал

Александр СКРИПОВ.

Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА.

P. S. Сегодня в 18 часов в зале органной и камерной музыки состоится концерт Леры Авербах.

В публикации использованы фрагменты книги Леры Авербах "Сороколуние".


Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru