Powered by Intersvyaz








02-03-2000


Самуил Фридман: "В вашем оркестре - всё работает!"

Повод для этой встречи был выбран, быть может, не совсем в духе праздника, и все же...

Обратиться к мнению такого авторитета в работе с разными оркестрами мира, как швейцарский дирижер Самуил Фридман, меня заставили именно эти две критические публикации в адрес оркестра нашего оперного театра. Они появились (одна в местном издании, другая в столичном) ни позже ни раньше, в канун фестиваля, то есть в самые напряженные дни его подготовки и одновременно постановки сложнейшей сценической оратории Артура Онеггера "Жанна д'Арк на костре". Это были действительно сумасшедшие, полные волнения, тревог, нервотрепки дни, и такая "своевременная" оценка местных критиков-"доброжелателей" была воспринята в театре, мягко говоря, с недоумением. Правда, в фестивальной суматохе о ней быстро забыли. Тем более что за дирижерский пульт оркестра нашего театра каждый вечер поочередно вставали три разных дирижера: помимо самого Сергея Ферулева, главного дирижера Челябинской оперы, это главный дирижер Одесского театра оперы и балета Василий Василенко и известный швейцарский дирижер Самуил Фридман, которые в силу своей известности, высокого мастерства и профессиональной гордости с плохими оркестрами никогда не работают.

В фестивальной программе имя Самуила Фридмана повторяется многократно. Дважды в гала-концертах, дважды в вердиевских спектаклях - в уже прошедшей с огромным успехом "Травиате" и в завтрашнем "Риголетто", а под занавес фестиваля (4 марта) - в духовной кантате "Stabat mater" Дж.Россини. Что же до послужного списка нашего бывшего соотечественника, а ныне признанного на Западе маэстро, то он не может не вызывать почтения и восхищения.

В свое время Самуил Яковлевич руководил симфоническим оркестром Иркутской филармонии, оркестром Казахской ССР, не раз приглашался дирижировать оркестром Московской филармонии и даже Государственным оркестром СССР. А международная карьера дирижера началась с эмиграции в Израиль в начале 70-х. С симфоническим оркестром города Хайфа он гастролировал в Италии, Греции, Южной Африке, потом - гастрольное турне в США с Камерным оркестром Израиля. А дальше - дебют с Новым филармоническим оркестром в Лондоне и гастроли - Париж, Милан, Рим, Афины, Копенгаген... Он всегда работал с самыми лучшими европейскими коллективами - симфоническими и оперными. Со времени перестройки Самуил Яковлевич стал приглашаться в Россию, Молдову, на Украину. И, как сам пояснил, уже старожил фестиваля "Ирина Архипова представляет..."

- Самуил Яковлевич, чем вас вообще привлекает этот фестиваль, а в частности, какие ощущения от челябинского?

- Начну с ответа на второй вопрос. Чувства, ощущения самые благоприятные - от вашей публики, которая умеет слушать музыку, от театра, его людей, от общения с ними... А в фестивале Ирины Архиповой участвую исключительно из уважения к этой уникальной личности. Она - явление в мировой музыке, величина, которой нет равных. Я преклоняюсь перед ее талантом прежде всего. И мое участие - дань уважения этому таланту. Ну и с хорошими исполнителями приятно встречаться, с хорошими оркестрами.

- И что, наш оркестр вы можете отнести к числу именно таких?

- Конечно. У меня самые добрые, самые приятные чувства от работы с вашими музыкантами. И, поверьте, это не дань оказанному мне гостеприимству. Это оценка дирижера и специалиста. Ваш оркестр отличает хорошая профессиональная выучка, он великолепно обучен, и, что важно, большинство его составляют молодые музыканты, которые рутине не подвержены и могут чувствовать, слышать разных дирижеров. А им за такое короткое фестивальное время пришлось работать с двумя совершенно отличными друг от друга и незнакомыми до сих пор дирижерами, и они достойно продемонстрировали свой профессионализм, то, что я лично ценю больше, чем все остальное. Потому что профессионализм, обученность - это единственный язык общения со зрителями, которые должны получать свою продукцию в виде произведения искусства, не задумываясь, какое сложное производство оно проходит. Они и не должны знать, что оркестром музыканты становятся не сразу и что это результат работы тех, кто его собирает, создает из него единое целое.

Мы, гастролеры, пользуемся данностью, то есть ничего в это целое своего привнести не можем. Это как в гостинице. Если в ней есть все удобства, если все в ней работает - нам комфортно. Так вот в челябинском оркестре оперного театра все работает!

- Спасибо, Самуил Яковлевич! Ну а если сравнивать условия жизни и работы оркестров наших и западных...

- Сравнивать невозможно. Честно признаюсь, ни в одном оркестре мира я не чувствую себя удовлетворенным от работы с людьми, как в оркестрах бывшего СССР. Всегда одна "волна", хотя и разные уровни мастерства. Эта "волна" и заставляет возвращаться. Но куда? В атмосферу неустроенности, в среду, где все так трудно организовать, где бешено растут цены и так же падает зарплата... Люди не успевают на репетиции, опаздывают из-за проблем транспорта, дети болеют, не с кем оставить и т.д. И все это они вам объясняют и их по-человечески можно понять, но при чем здесь, допустим, Stabat Mater? Как можно говорить о каком-то уровне культуры, если быт у людей совершенно безбожный. При этом хаосе ни один оркестр мира не функционировал бы: его бы просто закрыли и людей накормили бы сначала. Но - поразительно! - вопреки этому хаосу удается, неизвестно как, все-таки провести концерт! В Кишиневе, например, артисты сидели на репетиции в пальто, театр не отапливался месяц, а потом приходили в концертных платьях и играли, как ни в чем не бывало.

- После отъезда из России где вы, Самуил Яковлевич, особенно чувствовали себя творчески счастливым?

- Когда в 80-е работал главным дирижером в оперном театре города Санкт-Галлен. Это самый старый швейцарский театр, в нем работал некогда Вагнер. Мне удалось осуществить там интересные постановки. Помимо репертуара, принятого в швейцарской провинции (а это обычно итальянские оперы - Пуччини, Беллини, Россини, Доницетти), я каждый год ставил там какую-то незнакомую оперу. Так, мы исполнили "Царскую невесту", на которую слушатели съехались из разных городов, поставили "Катерину Измайлову"... Для меня это было в высшей степени интересно и полезно.

- Сейчас вы...

- Можно сказать, свободный художник. Много работаю в Гамбурге - там есть театр, несколько оркестров, в том числе один из ведущих европейских коллективов - оркестр Северогерманского радио, с ним я постоянно выступаю. У меня тесные контакты с городами Италии, много раз бывал в Южной Африке, часто езжу в Израиль, раз в сезон ставлю там спектакль. Словом, работаю в разных местах, где есть мои агенты.

Оказывается, своеобразное репертуарное пристрастие Самуила Фридмана - это исполнение сочинений разных композиторов на средневековый текст Stabat Mater. Для многих на челябинском фестивале, наверное, будет открытием, что Stabat Mater есть не только у Перголези. Одно из произведений этого уникального цикла - духовная кантата Stabat Mater Дж.Россини.

В субботу в фестивальной программе с оркестром под управлением Самуила Фридмана это произведение исполнит Магнитогорская государственная академическая капелла имени С.Эйдинова (художественный руководитель и главный дирижер - заслуженный деятель искусств России Надежда Иванова). Солисты - Людмила Магомедова (Берлинская Штаатсопер), заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов Людмила Иванова (Москва), заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Олег Кулько (Большой театр России) и заслуженный артист Республики Беларусь, лауреат международных конкурсов Олег Мельников (Большой театр Республики Беларусь, Минск).

Людмила ФЕДОРОВА.




Powered by Intersvyaz
Ural Banner System

Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru
Вернуться в раздел "Газеты"