Оглавление
30 октября 2001 года

Богиня благословляет

В Челябинске проходит XIX Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки. На двенадцать дней наш город во всеуслышание (по всем российским новостным телерадиоканалам) назван столицей вокального искусства, центром знаменательного для всего музыкального мира события, каким вот уже сорок лет признано самое старейшее и одно из самых престижных певческих состязаний.

Пожалуй, два года назад даже самые отчаянные оптимисты из числа челябинских меломанов сказали бы: этого не может быть, потому что не может быть никогда. Потому что не вписывался их родной город со своим тяжелым промышленным профилем в элитарный ряд утонченных городов с их святой к высокой музыке любовью. Даже сосед Екатеринбург, индустриальный коллега, имеет свою консерваторию и симфонический оркестр. Но, похоже, что-то кардинально стало меняться за последние годы в интересах и имидже Челябинска, в отношении его властей к музыкальному искусству и своему оперному театру. И особенно после двух прошедших международных оперных фестивалей "Ирина Архипова представляет...". Одним словом, свершилось! Не соседям, а нам доверила конкурс имени М.И. Глинки "богиня искусств" Ирина Архипова, его бессменный председатель жюри.

И вот в прошедшее воскресенье в оперном театре сначала прошла регистрация участников, потом жеребьевка: из кованой шкатулки они вытягивали порядковый номер своего выступления, а вечером на сцене состоялось торжественное открытие вокального форума. Открывала его, обращаясь с приветственным словом к конкурсантам и их болельщикам-слушателям, главный вдохновитель и организатор творческого состязания, примадонна оперы, народная артистка СССР, профессор и академик Ирина Константиновна Архипова. Зримой, точнее, "слышимой" иллюстрацией ее вступительной речи о роли и значении конкурса стал концерт лауреатов предыдущих певческих турниров с участием Светланы Белоконь, Михаила Казакова и Ирины Макаровой, чье замечательное пение прекрасно сопровождал оркестр "Малахит" под управлением заслуженного деятеля искусств России профессора Виктора Лебедева.

Сегодня в концертном зале высшего музыкального училища имени П.И. Чайковского продолжается прослушивание первого тура. Из 250 приславших на конкурс заявок свое участия в нем подтвердили около ста человек, а это значит, первый тур продолжится еще и завтра. А дальше...

Впрочем, более подробно о глинковском турнире вокалистов в Челябинске нам рассказала сама Ирина Архипова:

- Конкурс в вашем городе можно назвать предъюбилейным. Двадцатый будет проходить в год 200-летия со дня рождения родоначальника русской оперы, романса, симфонической музыки, основоположника русской композиторской школы Михаила Ивановича Глинки. Почему в этот раз выбран именно Челябинск? Благодарите за это своего беспокойного начальника управления культуры Владимира Макарова, влюбленного в оперу со студенчества. Это он сагитировал меня привезти в Челябинск свой фестиваль, который два года подряд собирал у вас полные залы. Мы увидели огромное желание слушать и знать оперу, мы почувствовали искренний к себе интерес. К тому же фестивали организационно были четко продуманы и выстроены, не было нервной суматохи, досадных проколов или срывов. Оба раза был взаимный для обеих сторон праздник - для исполнителей и слушателей. Фестиваль стал традиционным и, что очень важно в наше нестабильное по отношению к искусству время, проходит под патронажем губернатора области Петра Ивановича Сумина. Сейчас ведем переговоры о проведении третьего фестиваля весной следующего года.

Кроме того, в выборе места XIX конкурса мы исходили из того, что на Урале его еще не было, а это очень большой и серьезный регион, что театру вашему, который тоже носит имя М.И. Глинки, только что исполнилось 45 и в последние годы он действительно стал центром музыкальной культуры горожан.

- Вы, Ирина Константиновна, больше тридцати лет возглавляете жюри конкурса, то есть он создавался и менялся на ваших глазах и с вашим участием. В чем эти изменения и где проходили предыдущие состязания?

- Первых три конкурса (он тогда был всесоюзным) проходили в Москве, с появлением Международного имени П.И. Чайковского он перешел на столичные сцены союзных республик: IV был в Киеве, V - в Вильнюсе, затем Кишинев, Тбилиси, Ташкент, Таллин, Минск, Ереван, Баку, Рига. А после XIV, в Алма-Ате, когда Союз распался, получилось, что он стал международным. Конечно, я прекрасно помню каждый из них и почти каждого его участника. XV мы решили проводить на родине Глинки, в Смоленске. Секретарь обкома партии с радостью на это откликнулся и даже пообещал гостиницы привести в порядок, отреставрировать Дом-музей композитора в Новоспасском. Когда уже все обговорили и дали согласие, узнаем: нет в Смоленске симфонического оркестра - только народных инструментов. Оркестр привезли с собой - из Театра имени Станиславского. Мероприятие оказалось очень затратным, а публика равнодушной. Единственный плюс этого конкурса - посещение его лауреатами родины Глинки, что стало с тех пор традицией. XVI конкурс мы проводили в столице Башкортостана уже в ранге международного, XVII очень настойчиво попросили провести у себя самарцы. И очень хорошо прошел последний, до Челябинска - XVIII конкурс в Казани. Руководители Татарстана взяли его финансирование полностью на себя. В Казани есть консерватория, там хорошо воспитанная оперным искусством публика, есть залы, оркестр... Так что работать было интересно и легко.

- А с Челябинском в организационном плане были какие-то трудности?

- Прежде всего не зависящие от вашего руководства погодные условия, которые задержали жюри и конкурсантов в дороге. Но вроде бы все обошлось. Состав жюри - это знаменитые в музыкальном мире люди: Нодар Андгуладзе, мой заместитель по жюри, народный артист Грузии, профессор Тбилисской консерватории, заведующий вокальной кафедрой; Мария Биешу, народная артистка СССР, профессор, председатель Союза музыкальных деятелей Республики Молдова; Алибек Днишев, народный артист СССР, профессор Казахской государственной консерватории; Мати Пальм, народный артист СССР, профессор из Эстонии; Зоя Христич, народная артистка Украины, профессор; Владислав Чернушенко, народный артист России, ректор Санкт-Петербургской консерватории, профессор. Впервые в нашем жюри, а состав его постоянно меняется, работает ваша землячка - народная артистка России, заведующая кафедрой сольного пения Челябинской академии культуры и искусства Галина Зайцева.

Самой большой сложностью челябинского конкурса на начальном, организационном этапе оказалось число поступивших заявок от желающих в нем участвовать - 250. Это больше, чем во всех предыдущих, что, с одной стороны, нас встревожило - всех прослушать за три дня просто физически невозможно, с другой - порадовало: значит, к конкурсу возрос интерес. И это, несмотря на все затраты, которые должен нести участник первого тура: помимо вступительного взноса он сам оплачивает дорогу, питание, проживание. Это уже тот, кто проходит на второй тур, имеет какие-то льготы. То есть в день первого отборочного тура нам бы пришлось прослушивать по 80 человек. Это немыслимо, нереально. Если сравнивать: в конкурсе имени Чайковского, который проводится раз в четыре года, обычно участвуют не больше 60 человек. Но тут нам в некотором смысле помог объявленный недавно в Санкт-Петербурге конкурс Елены Образцовой. Немного, но он оттянул туда наших участников.

- Ирина Константиновна, кто они, участники XIX конкурса, и что их ждет на экзамене и в финале?

- Это молодые люди до 32 лет, выпускники или студенты высшего музыкального учебного заведения. География участников - не только Москва и Санкт-Петербург, есть Уфа, Вильнюс, Одесса, Сеул (Корея), Баку, Алма-Ата, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Челябинск заявил двенадцать участников - в общем, столицы и крупные города бывшего Союза. Конкурсные испытания проводятся публично и состоят из двух отборочных и одного финального тура. Ко второму туру допускается не более пятидесяти процентов участников первого. На третий выходит всего двенадцать певцов. Каждый тур имеет свою исполнительскую программу и обязательно произведение Глинки. Ну, например, в первом туре конкурсант исполняет арию из оперы, кантаты или оратории XVII-XVIII веков, арию из оперы XIX-XX веков и один романс Глинки по выбору участника. Второй тур распределяет участников и исполняемую ими программу по голосам, так легче жюри делать сравнительный анализ. Прослушивания двух первых туров мы проводим под аккомпанемент рояля в зале музыкального училища, вход на них свободный. А уже третий, финальный тур - это 6 и 7 ноября - идет как концерт в оперном театре в сопровождении оркестра и по билетам. Торжественное закрытие конкурса, а на него должен приехать министр культуры России Михаил Швыдкой, награждение победителей и концерт лауреатов - 8 ноября. Лауреаты получают денежные премии (две первые - 50 тысяч рублей, две вторые - 40 тысяч и так далее, всего их четыре), участники третьего финального тура становятся дипломантами конкурса. Учреждены специальные призы - за лучшее исполнение произведений М.И. Глинки, за лучшее исполнение романса А.А. Варламова, за лучшее исполнение народной песни, приз Фонда И. Козловского - лучшему тенору и другие. Лауреаты посетят родину Глинки, выступят в Смоленской филармонии, и уже есть договоренность об их концерте на нескольких столичных площадках. А вообще лауреатство в нашем конкурсе, который считается не только самым старейшим, но и самым трудным - иногда его даже называют вокальной академией, - дает молодым путевку на большую оперную сцену. О высоком авторитете нашего состязания говорят такие ныне признанные в вокальном искусстве имена, как Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Алибек Днишев, Леонид Сметанников, Дмитрий Хворостовский, ваш земляк Сергей Мурзаев. В разное время они были его лауреатами.

Но открытие талантов, помощь в будущей их карьере - это одна задача глинковского турнира, другая - популяризация вокального классического наследия. Нам в этом смысле есть чем гордиться и чему учить молодых. А судя по их непреходящему интересу к нашему конкурсу, который заставляет его участников не просто хорошо и правильно петь, а еще много и глубоко знать - и историю, и классическую литературу, - он будет жить и дальше. Я в это очень верю.

А вот какую информацию мы получили уже после разговора с Ириной Константиновной. Ее огласил на пресс-конференции перед открытием конкурса начальник главного управления культуры областной администрации Владимир Макаров: Министерство культуры России приняло решение финансировать третий по счету международный фестиваль в Челябинске "Ирина Архипова представляет...". А это значит, что весной 2002 года наш город снова станет на время оперной столицей.

Людмила ФЕДОРОВА

Поиск В начало
Технология и дизайн © 2000 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на сервере www.chelpress.ru