Оглавление
19 апреля 2001 года

Кто же Гилева не знает

В календаре знаменательных и памятных дат Челябинской области на нынешний год есть и такая: 14 апреля - 80 лет со дня рождения Анатолия Васильевича Гилева, члена Союза художников и Союза журналистов России, челябинского графика. Когда я говорила об этом юбилее людям, хорошо знающим Гилева, все искренне удивлялись: неужели 80? Но не спорили - все-таки данные Госархива. Просто задумчиво произносили: "Да, летит время..."

А он своей подтянутостью и бодростью действительно не имел никакого отношения к этим 80. Прекрасная память, хорошая умная речь. Не удержавшись, все-таки спросила про секрет его молодости. И тогда только узнала, что архив ошибся на целых десять лет - Анатолию Васильевичу исполнилось 70! Я искренне пожелала юбиляру, чтобы он и через 10 лет выглядел и чувствовал себя, как сегодня, и чтобы за это время четыре книжки, иллюстрированные им, нашли своего издателя.

Анатолий Васильевич родился в Курганской области, учился в железнодорожном училище в Кургане, после армии год проработал в драмтеатре этого города художником-декоратором, а потом уехал в Челябинск, пришел на ЧТЗ, где и начал сотрудничать с областной молодежной газетой "Сталинская смена", рисовать для нее карикатуры. Год еще поработал в Челябинском драмтеатре, откуда его пригласили в штат молодежной газеты, параллельно он рисовал и для "Челябинского рабочего", а позднее для "Вечерки". В 70-е он оформлял на телевидении сатирическую программу "Ляпсус", а еще работал в Южно-Уральском книжном издательстве, возглавлял Челябинский художественный фонд Союза художников. Но однажды, не выдержав такой нагрузки, ушел, как говорят, на вольные хлеба.

- Анатолий Васильевич, работа в театре как-то повлияла на ваше творчество?

- В драмтеатре я работал, когда там были такие великие актеры, как Прейс, Баратова, Агеев, Климова, режиссер Люце... На всю жизнь запомнил гастроли, когда мы плыли на колесном пароходике из Самары в Пермь. Все молодые, красивые, веселые. Незабываемое время. Потом, уже работая в газете, я обязательно смотрел все спектакли, делал зарисовки, перерисовал даже все гастролирующие театры. К сожалению, ничего у меня не сохранилось. Когда я перешел в Южно-Уральское издательство, шкаф с папками я оставил временно в редакции, а он куда-то исчез.

- В чем заключалась работа художника в газете в то время?

- Я делал иллюстрации к рассказам, очеркам, стихам, портреты к театральным рецензиям, ездил много по командировкам, делал зарисовки. А так как качество фотографий не всегда было отличным, занимался их ретушированием - кропотливая и муторная работа. Еще рисовал заголовки к материалам.

- То есть ваша профессиональная учеба проходила на практике?

- В общем-то да. Рисовать я начал рано, в училище занимался стенгазетой, в армии оформлял клуб и на заводе работал как художник. Но главная моя учеба - это поездки на творческую дачу под Москвой. Туда я в первый раз попал как карикатурист в группу старого "крокодиловца" Константина Елисеева. Потом был еще в пяти группах художников-книжников. Два месяца работы на даче - как год учебы в академии. Группы вели профессионалы, знаменитости, и вокруг были известные художники, общение с которыми тоже очень много давало. После учебы, как правило, устраивались выставки работ. Кстати, после одного из занятий в группе карикатуристов я стал участником международной выставки "Сатира в борьбе за мир".

- Насколько я поняла, ваш конек - это карикатуры и оформление книжек?

- Я начал читать очень рано и буквально не вылезал из библиотек. И когда читал, тут же рисовал, то есть пытался понравившуюся мне книжку иллюстрировать, а моим главным и любимым героем был Братец Кролик. Для него я придумывал разные смешные ситуации. Наверное, отсюда и детская литература, и юмор. Хотя я оформлял и взрослую литературу, и поэзию. Только что вышла книжка стихов Рамазана Галеева на башкирском и русском языках с моими иллюстрациями. А всего я оформил около 100 изданий.

- А как осуществлялась ваша книжная работа на вольных хлебах?

- Я брал какую-нибудь книгу, на свой страх и риск ее оформлял и привозил в Москву, и, как правило, ее брали к печати. Так я сделал "Сказки дядюшки Римуса", "Барона Мюнхгаузена", "Конька-Горбунка". В Москве у меня как-то все обстояло гораздо проще, чем здесь...

Челябинская организация Союза художников планирует проведение выставки художника-юбиляра, но она, скорее всего, состоится после ремонта Выставочного зала. А работ у Гилева много, по его словам, хватит на пять тематических выставок.

Татьяна ЖИЛЯКОВА

Поиск В начало
Технология и дизайн © 2000 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на сервере www.chelpress.ru