Powered by Intersvyaz






20-08-99


Александр Якупов:" Магнитка меняет имидж"

Скоро ее будут называть городом металлургов и... музыкантов

Многие реформы ругают. И есть за что. Но благодаря реформам индустриальная Магнитка изменила свой социальный имидж. Она приобретает черты города, в котором формируется европейский уровень культуры. Как идет этот многотрудный и удивительный процесс? Наш корреспондент беседует с ректором Магнитогорской государственной консерватории, доктором искусствоведения, профессором, за-служенным деятелем искусств России, главным режиссером Магнитогорского театра оперы и балета А.Н. Якуповым.

- Александр Николаевич, в последние годы в Магнитке произошел мощный качественный рывок в сторону большого искусства. В чем причина этого?

- В послевоенный период профессиональные учреждения искусства жили на правах падчерицы у государства. Открывались клубы чуть ли не в каждом селе, иные дворцы ломились от богатств, а профессиональные коллективы почти не развивались. Это привело к тому, что к 80-м годам в Германии, например, было 89 симфонических оркестров, а у нас на всю страну - 17.

Возьмем совершенно другую сферу. Могло ли быть, скажем, такое, чтобы магнитогорская хоккейная команда "Металлург" стала победительницей в России? Не могло. Ей бы просто не дали партийные органы. Потому что тогда все было по ранжиру: чемпионы должны быть только в Москве. А в Магнитогорске должны лишь плавить сталь. А остальное необязательно. Загазована Магнитка? Экология неважная? Это, конечно, плохо, говорили нам, но - не смертельно.

Сейчас времена другие. Магнитка - это не только металл. Это еще и консерватория, и оперный театр, и технический университет... Возможно ли было бы все это раньше? Нет. С одной стороны, люди начинают понимать, насколько эффективно вкладывать средства в высокое искусство. С другой - появилась свобода выбора. Город сам решает, что ему нужнее. Сколько было дискуссий, нужен Магнитке театр оперы или не нужен. Это решали уже не в Москве. А сами магнитогорцы. Перевес взяли созидатели, понявшие, что наш город дорос до собственного театра. До реформы театры по разнарядке ЦК КПСС строились во многих городах, но там они пустовали. Почему? Да потому, что не было потребности в таких учреждениях. У нас эта потребность была сформирована.

- Но созреть - этого мало. Иметь возможности развиваться - это другое. Все в конечном счете упирается в финансы. Везде слышим: "Ну что вы жалуетесь! Зарабатывайте! Никто ведь вас за руки не держит!"

- Правильный совет. Идет переориентация взглядов. Ищется гармоничное соотношение в финансировании учреждений профессиональной и самодеятельной культуры. Ведь нужно и то, и другое. Тенденция - в пользу профессиональности. Это и есть основные финансовые источники: в городе на культуру расходуются те же деньги, но их потоки направляются не только на самодеятельное творчество, но и на профессиональное.

Кроме того, мы в консерватории размышляем, как облегчить бремя государственных расходов на содержание. Ищем и находим возможности зарабатывать. Сегодня у нас учатся молодые люди из Южной Кореи и Японии, они платят за учебный процесс в долларах. Конечно, создать такое отделение нелегко, надо самим много учиться и работать. И делать консерваторию привлекательной для иностранцев. Впрочем, надо создавать условия не только для них, но и для своих студентов. Соответствовать. Мы небольшое заведение. Берем только самых одаренных. Набираем их из нашей области и возвращаем в родные места. Кстати, в этом немалая заслуга областного руководства, которое сделало акцент на подготовку специалистов преимущественно с высшим образованием. За те же деньги. Лет через десять в каждой музыкальной школе области будут педагоги только с высшим образованием.

Но вернемся к материальной стороне. Мы очень много оказываем платных услуг. Это прежде всего обучение, использование студии звукозаписи. У нас есть многое, чем гордимся. К примеру, свой центр "Интернет". По всей отрасли мы единственные, кто может этим похвалиться. Получили его от фонда "Евразия", выиграв грант. То есть честно заработали его, а не выклянчили. Два года подряд выполняли обязательства, скажем, бесплатно обучали молодежь пользоваться услугами Интернета, провели курсы среди специалистов этой системы. Сейчас центр - собственность консерватории, он работает уже на коммерческой основе, из бюджета области не берет ни копейки. То есть опять же зарабатываем. С другой стороны, в центре идет учебный процесс, здесь "перевариваются" информационные потоки всего мира. Мы знаем, где какие конференции, новинки, пластинки, диски и т.д.

- Вас провинцией обозвать язык не повернется.

- Ну, в любом случае мы остаемся провинцией, хотя бы географической. А вот в части обеспечения информацией мы не чувствуем отсталости. Напротив, кое в чем впереди многих крупных городов. В том числе и европейских. Например, во Франции много консерваторий еще не имеют собственных аналогичных центров. Мы знаем, куда обращаться, если надо ехать на гастроли. Многие наши музыканты, преподаватели имеют персональные интернет-странички: Валентина Олейникова, Римма Ильясова, Анатолий Дудин... Словом, все, кто пожелал. Они общаются без всяких посредников со всем миром!

- Что удалось сделать за годы реформы?

- Открыты консерватория, театр оперы и балета, создана средняя специальная музыкальная школа для одаренных детей, где учится около 400 ребятишек, построены второй учебный корпус и информационно-издательский блок, появился свой студенческий городок, произведена реформа оборудования... Достижения? Наша молодая консерватория в 1997 году стала лауреатом всероссийского конкурса "Окно в Россию" среди высших учебных заведений искусства.

- В какой ситуации находится сегодня музыкальная жизнь Магнитки?

- Лицо профессиональной музыкальной культуры города резко изменилось за последние десять лет. И не только с созданием театра оперы и балета. У нас появился муниципальный духовой оркестр, руководит им Иван Капитонов. Ансамбль "Металлург" стал профессиональным хором, работает он на хозрасчетных началах, без дотаций. Раньше в Магнитке был лишь единственный профессиональный коллектив - хоровая капелла, сейчас три, включая хор Дома музыки. Созданы и небольшие профессиональные творческие коллективы, например "Родные напевы", руководит им заслуженный артист России Петр Цоколо (кстати, ансамбль известен не только в нашей стране, недавно выступал с гастролями в Америке). Энергично развивается и хореография, появился свой балет. До этого у нас балетная студия была только в 65-й школе.

Сегодня наш молодой театр - это мощный центр профессиональной культуры. Курс взят такой. Мы договорились между собой: ни одного пошленького спектакля! Неважно, детский он или взрослый. Ни одной плохо поставленной оперы! Мы не только не форсируем, а делаем все, чтобы нас не упрекали в небрежной работе. Вот почему репертуар пока небольшой: четыре детских музыкальных спектакля, три балетных и два оперных - "Пиковая дама" и "Кармен". К слову, такие глобальные работы, как "Пиковая дама", ставятся раз в 20 и даже в 30 лет. И столько же идет их прокат. Не каждый театр еще возьмется за такую работу. А мы начали со сложнейших опер. И держим планку. На днях состоялась премьера "Пиковой дамы". А впереди "Хованщина", "Князь Игорь", "Борис Годунов"... Все будет в свой срок.

- Может, и свой Шаляпин появится? Он ведь, между прочим, тоже из провинции - из Нижнего Новгорода.

- Появление таких, как Шаляпин, непредсказуемо. Про свою труппу скажу однозначно: артисты у нас невероятно одаренны! Валентина Олейникова только что вернулась с гастролей из Австрии. С плохим голосом туда не приглашают. Наташа Заварзина - солистка капеллы и театра, блистательная певица! С красивым богатым тембром, с большим музыкальным вкусом. Тенор Сергей Лихобабин - это же просто фантастика! Его ждет большое будущее. У нас появилась новая артистка Вера Семина, она сильна в жанре оперетты. Пригласили ее и не жалеем. Надеемся, что театр поставит и оперетты. Кстати, выяснилось, что Сергей Лихобабин - великолепный артист оперетты. Очень интересная подрастает молодежь: Игорь Слесарев - яркий тенор и очень артистичный, Евгений Семеновский - замечательный баритон, братья Муртазины Сергей и Валерий - оба баритоны, все они студенты, а уже показывают высокий уровень. Есть прекрасный певец, пришедший из нашей капеллы, - Ильдар Ахмадулин, уникальный голос, настоящий, крупный! Таких нам не стыдно показать в любой стране мира.

- Выходит, у вас есть педагоги, умеющие воспитывать юные дарования.

- А как же. Наталия Ивановна Романовская, Софья Анатольевна Савельева, Мария Гавриловна Добчинская, Валентина Васильевна Корзинкина - это ветераны, которые очень много труда вложили в создание магнитогорской вокальной школы. Эстафету подхватили сегодняшние педагоги, уже такие маститые, как профессор Валентина Олейникова, Любовь Мишурова, Галина Титова, Сергей Лихобабин. Все они ориентируются на самый высокий профессионализм. Вот почему среди наших студентов много лауреатов международных и всероссийских конкурсов: Елена Баканова, Людмила Жильцова - сейчас они в Италии на стажировке, Лариса Цыпина... Наши воспитанники учатся и показывают себя за рубежом. Пытаемся вникнуть: а что за границей, как там мастера воспитываются, какие тенденции развития музыкального образования? Во всем мире ведь как? Если опера написана на итальянском языке, так она всюду исполняется только на итальянском. А в России поют по-русски. Сегодняшние студенты Магнитки осваивают и эту сторону культуры, стараются петь репертуар на языке оригинала.

Кстати, не только мы ездим за границу учиться, и к нам наведываются. Вот недавно побывал у нас известный тромбонист, концертмейстер симфонического оркестра "Би-би-си" Энтони Парсонс - был в качестве председателя конкурса духовиков. Приезжал к нам и ректор Швейцарской консерватории, крупнейший в Европе импрессарио Питер Брайтмен. Такой обмен просто необходим. Недавно был у нас профессор Гаагской консерватории Дольф Грюнвальд. А сколько еще побывает! Нас уже знают во многих странах мира. И в этом нам много помогает родной город.

Здесь уместно сказать теплые слова благодарности нашему мэру Виктору Георгиевичу Аникушину. Магнитке повезло, что у нее такой заботливый и интеллигентный хозяин. У руля стоит созидатель! Вы посмотрите, как похорошела Магнитка за последние годы, в том числе и в области культуры. Сколько лет не могли достроить театр куклы и актера "Буратино" - Аникушин довел дело до конца. Иные возмущаются: мол, народ нищенствует, а глава города театры открывает. Виктор Георгиевич выдерживает этот прессинг и принимает мудрое решение - в пользу искусства. В городе чисто, много зелени, порядок. В таком городе не стыдно принимать гостей, в том числе и иностранцев. Да и самим жить в радость. Может быть, поэтому и музы наши звучат так красиво? И постепенно крикуны умолкают, до них доходит, что индустриальная Магнитка обречена на возрождение всестороннее. Она обречена возрождаться и музами.

Юрий КОРМИЛЬЦЕВ.

.




Powered by Intersvyaz
Ural Banner System

Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru
Вернуться в раздел "Газеты"