10-04-2002

Яшин пошел на взлет

"Никто не должен находиться на одном месте слишком долго, - сказал Сергей Яшин, объявляя о своем уходе с должности генерального директора авиакомпании "Энкор". - На том, что уже наработано, я мог бы спокойно продержаться еще два-три года. Но у меня исчерпан лимит времени, иначе можно потерять стратегический нюх".

Сергей Яшин, почти 8 лет отработавший гендиректором сначала в "Челябинском авиапредприятии", а позднее в "Энкоре", для укрепления стратегии развития авиапредприятия отправляется в Москву на новую должность. Теперь он исполняющий обязанности генерального директора федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". А на его место в Челябинске уже заступил Евгений Разумов.

В самом начале директорства Яшина на него совершается покушение. Огнестрельное ранение в голову и... девять месяцев тяжелого лечения. Поправиться помогли сила воли и поддержка друзей, среди которых был Евгений Разумов, взявший на себя руководство авиапредприятием в те непростые месяцы.

К маю 96 года Яшин поправляется и выходит на работу. Разумову достается другой напряженный участок работы - аэропорт "Челябинск", где в самом разгаре строительство международного аэропорта и новой взлетно-посадочной полосы: Начатое удалось завершить. И теперь среди заслуг Яшина его коллеги называют открытие регулярных рейсов в Ганновер, Франкфурт-на-Майне, ввод международного аэровокзала и новой взлетно-посадочной полосы, способной принимать все типы воздушных судов мира.

Мы решили вспомнить, как прошли 8 лет яшинского руководства челябинской авиацией, что они принесли авиакомпании и всем южноуральцам.

Беспосадочный полет

1996 год

Как только Яшин начал работать в должности гендиректора ОАО "Челябинское авиапредприятие", почти сразу были приобретены два самолета Ту-154М и один Ан-12. Четырем лайнерам был сделан капитальный ремонт, а два других Ту-154Б переоборудованы английской компанией "Аэроспейс".

 Именно в этом году резко возросла стоимость авиационного топлива и аэронавигационных сборов, потому подорожали билеты. Из-за снижения пассажирского спроса "ЧАП" перестал выполнять рейсы в Нижневартовск, Надым, Магнитогорск, Усть-Илимск.

 Но появился новый регулярный рейс в Тбилиси, а из Москвы наши лайнеры стали летать в Киргизию, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан.

 По предложению компании "Иран Эйр Тур" челябинцы разработали программу использования своих лайнеров Як-42 на внутренних и международных линиях Ирана.

 В этом же году "ЧАП" получил международную награду "Эрстмейкер" в номинации "За сохранение и развитие интеллектуально-кадрового потенциала предприятия в период переходной экономики".

1997 год

Кризис в гражданской авиации продолжается: стареют самолеты, у авиакомпаний нет средств на обновление авиапарков и ремонт воздушных судов. У населения нет денег на дорогостоящие авиабилеты.

 В это время в "Челябинском авиапредприятии" делают очередной "ход конем". Запускаются сразу три программы: "московская" (открываются регулярные рейсы из Москвы в отдаленные регионы России и города СНГ); "северная" (воздушным сообщением связываются северные и южные регионы страны: Норильск-Челябинск-Краснодар, Надым-Челябинск-Сочи и др.); "иранская" (в Иране выполняются регулярные рейсы на самолетах Як-42 с челябинскими экипажами).

 Все базовые самолеты Ту-134 оборудованы салонами бизнес-класса.

 Открывается регулярная авиалиния Челябинск-Ганновер-Челябинск.

 Устанавливаются скидки на авиабилеты для пенсионеров, молодежи, льготы для семейных перелетов.

 В этом году произошел случай, который мог закончиться отнюдь не благополучно. При взлете из Усть-Каменогорска в стаю орланов попал Ту-134 "Челябинского авиапредприятия". При столкновении с птицами вышел из строя один из двигателей. Экипаж самолета благополучно посадил лайнер в аэропорту Усть-Каменогорска. После этого инцидента Международный фонд авиационной безопасности наградил экипаж дипломами "За проявленный героизм, мужество и находчивость, что позволило спасти жизнь людей и авиатехнику".

 По оценке специалистов Федеральной авиационной службы РФ, "ЧАП" вошел в десятку ведущих перевозчиков страны.

 В Москве создается и регистрируется дочерняя авиакомпания "Энкор", с которой связываются надежды на освоение московского рынка авиаперевозок. Забегая вперед, заметим, что год назад из холдинга "Челябинское авиапредприятие", в который входила и компания "Энкор", решили выделить и оставить одну из двух компаний, экономически наиболее перспективную. Так в Челябинске в качестве местной авиакомпании остался прописанный в Москве "Энкор".

1999 год

В российской экономике продолжается кризис, что, бесспорно, отражается на региональных авиакомпаниях. Но "ЧАП" удивительным образом выдерживает внешние раздражители.

 По итогам 1998 года Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта РФ присудила звание лауреата конкурса "Крылья России" "Челябинскому авиапредприятию". Оргкомитет конкурса направил Сергею Яшину телеграмму, в которой оценивал этот результат как следствие умело выбранной стратегии развития предприятия.

 Открывается вторая регулярная авиалиния в Германию, во Франкфурт-на-Майне. "ЧАП" стал единственным перевозчиком в урало-сибирском регионе, выполняющим рейсы в Германию на постоянной основе.

 За счет собственных средств завершена реконструкция международного аэровокзала.

2001 год

Количество рейсов из аэропорта Челябинска возросло на 13% за счет привлечения трансферных пассажиров. Налет на одно воздушное судно увеличился на 30% по сравнению с прошлым годом. Это превышает средние показатели по отрасли на 60%.

 Созданы филиалы компании "Энкор" в Улан-Удэ, Челябинске, ведутся переговоры по созданию филиала в Калининграде.

 Начиная с 1996 года, авиапредприятие приобрело 5 новых лайнеров (три Ту-154 и два Як-42).

 Открыты новые регулярные авиарейсы из Домодедово в Санкт-Петербург и Сочи. "Энкоровские" лайнеры начали летать в Индонезии.

Каким курсом полетит "Энкор"?

С уходом Сергея Яшина политика компании скорее всего не изменится. Как никак, Яшин по-прежнему остается в "Энкоре" в качестве собственника, потому и заинтересован в дальнейшем развитии своего бизнеса. А на серьезной авиационной государственной должности ему будет легче использовать рычаги влияния для развития того же "Энкора". Недаром еще в 2000 году дальновидные руководители "Домодедовских авиалиний", "Красноярских авиалиний", "Авиаэкспресс-круиза" и тогда еще "ЧАПа" подписали первое в истории России соглашение о создании авиа-альянса. Стояла задача не рвать рынок на части, а цивилизованно его разделить, совместно использовать парк воздушных судов, унифицировать тарифную политику. Это делается для предотвращения повторной монополии "Аэрофлота". И, по мнению Сергея Яшина, к 2005 году в России останется всего 5-6 крупных компаний, способных удовлетворять потребности всех россиян. В этой пятерке сильнейших по определению должен оказаться и "Энкор".

В более обозримых планах летнего сезона - открытие новых рейсов из Челябинска в Алма-Ату, Душанбе, Ходжент. Возобновятся полеты в Симферополь и Ташкент. К чартерным рейсам в Анталию, Кипр и Болгарию с 1 июня добавится Испания (Барселона). И что особенно важно для пассажиров: несмотря на смену руководства авиакомпании, будут сохранены все скидки и льготы, а ветеранов и инвалидов обещают по-прежнему перевозить бесплатно.

Наша справка:

Сергей Яшин. Родился в г. Вельске Архангельской области. Закончил Ленинградский электротехнический институт в 1981 году. Работал инженером радиосвязи в Архангельском телецентре. С 1992 года - на предприятиях, связанных с авиаперевозками и туризмом. В 1994 году пришел в "Челябинское авиапредприятие" и начал заниматься организацией международных чартерных программ в Эмираты, Турцию, Сирию. Через два года Яшин становится генеральным директором ОАО "Челябинское авиапредприятие" и членом совета директоров. Сейчас ему 43 года. Сергей Владимирович женат, у него трое детей (дочери 18 лет, сыновьям - 16 и 11). Дочь учится в английском колледже, собирается поступать в Оксфорд. Семья живет в Дубае.

Евгений Разумов. Практически сверстник Яшина. Закончил Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права. Квалификация - экономист. В гражданской авиации с декабря 1995 года. Первая должность - генеральный директор ОАО "Челябинское авиапредприятие". С мая 1996 года становится директором ОАО "Аэропорт Челябинск", а затем председателем совета директоров "ЧАП". С 1 апреля (и это не шутка) назначен генеральным директором ОАО "Энкор". Женат, воспитывает дочь.

Марианна ШАМИНА

Фото Андрея БАСКОВА

Газета "Аргументы и факты - Челябинск"


Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru