03-01-2002

Николай КАРАЧЕНЦОВ: УГАДАЙТЕ СВОЮ ДОРОГУ...

Неизменная "Прима" через каждые 15 минут, крепкий кофе кружками... Вот только мобильного телефончика у него, помнится, раньше не было. В этот же раз он не единожды прерывал наш разговор.

Нет, я смотрю, время не меняет ни привычек Николая Петровича, ни его самого. Все такой же живчик, все такой же ПАХАРЬ на сцене, а вне ее, даже несмотря порой на смертельную усталость, - чрезвычайно ПОРЯДОЧНЫЙ человек ВО ВСЕМ: открытый, контактный, этакий безотказный и отзывчивый добряк. Помните его Коврова из "Петербургских тайн"? Так вот Ковров, на мой взгляд, это и есть реальный КАРАЧЕНЦОВ в жизни. Собственно, этим, пожалуй, ВСЕ и сказано...

- Я, признаться, даже и не питал надежд, что вы меня припомните, Николай Петрович. Ведь уже, пожалуй, лет восемь прошло с нашей последней встречи...

- А я смотрю - лицо-то знакомое! (Смеется). А потом, когда услышал от организаторов кто вы, сразу вспомнил, думаю - ба-а-а! - да это ж тот самый Андрей, с которым я всегда раньше общался, когда приезжал сюда.

- Да, и давне-е-енько ж вы в Челябинск не заезжали. Между прочим, я вам за это время неоднократно звонил, но то супруга ваша трубку брала, то сын, а чаще всего автоответчик срабатывал - застать вас дома ну просто нереально!

- Это да. Поймать меня в Москве - гиблое дело, тем более для вашего брата. Я там и интервью-то практически не даю. Свободные минутки появляются, пожалуй, вот только на гастролях. Работы уйма, слава Богу. Вот в этом году (мы беседовали 25 декабря - авт.) столько ее было, столько разных событий произошло...

- Давайте пробежимся по самым значимым.

- Мы выпустили в "Ленкоме" новый спектакль - "Шут Балакирев", по последней, как вы знаете, пьесе Григория ГОРИНА. Режиссер, конечно же, Марк ЗАХАРОВ. А я там играю Александра Меншикова, и очень мне это интересно делать. Только что стартовал на телевидении сериал "Саломея". Но, кстати, Леонид ПЧЕЛКИН, режиссер как "Саломеи", так, к слову, и "Петербургских тайн", уже подумывает о продолжении, рвется снимать дальше...

- Некоторые сетуют, что, мол, чувствуется некая схожесть этих сериалов, мол, перекликаются они во многом.

- Ну, во-первых, тот же замечательнейший режиссер, две артистки, смотрю, оттуда же подошли. (Смех). Тут, как говорится, хочешь не хочешь...

- Как жаль, что любимица моя Женечка КРЮКОВА не смогла сниматься!

- Жалко, да, согласен, Андрей. Она должна была сыграть как раз Саломею, дочь мою, но... как вы, конечно же, знаете, сначала попала в очень интересное положение, а с недавних пор нянчит свою дочку. (Смех). Партнершей моей стала Ольга БУДИНА, и, должен сказать... все равно каждая актриса - это индивидуальность. В том смысле, что трудно мерить у нас, в среде актерской, голами, очками или секундами, как в спорте, например. Кто лучше - УЛАНОВА или ПЛИСЕЦКАЯ? Я не знаю. СМОКТУНОВСКИЙ или УЛЬЯНОВ? ЕВСТИГНЕЕВ или ЕФРЕМОВ?.. Не знаю.

- Согласен. Но поговорим еще, так сказать, о делах минувших дней.

- Да, мы немножко отвлеклись... Сразу ряд картин сейчас заканчивается с моим участием. Одна из них - режиссера Александра МУРАТОВА с пока рабочим названием "Операция обреченных". Идет монтаж и будет озвучание фильма "Фото", созданного по тому же драматургическому материалу, что и спектакль "Чешское фото", в котором мы играем вместе с Александром КАЛЯГИНЫМ. Еще снимаюсь у АСТРАХАНА, в картине по роману Альфонса ДОДЕ "Тартарен из Тараскона", я там граф Бизансон. В театре закончены съемки нашего спектакля "Юнона" и "Авось", он выйдет и на видео, и на DVD, и на аудиокассетах, и, естественно, на компакт-дисках.

- Довольны, как все отсняли?

- А-а-а... вы знаете что... все-таки, мы были ограничены во времени. Боюсь, это может сказаться на изображении. Хотя какие-то кусочки, по-моему, очень симпатичными получились. Записали, в общем, сегодняшнее звучание спектакля. И РЫБНИКОВ Алексей доволен вроде как. Ну, сейчас еще осталось нам озвучить то, что мы не поем: монологи, разговоры... Думаю, что где-то к февралю работа должна быть закончена, потому что в этом месяце... или в марте предполагается провести юбилейный спектакль. Ведь ему 20 лет уже. В восьмисотый раз, надеюсь, сыграем его. Столько не живут! (Смеется).

- В общем, я так понимаю, все, что было запланировано у вас на этот год, - все осуществилось.

- Ну, в общем, да. Даже с лихом. С запасом, перебором... Год прожил не зря. И хорошее в нем, думаю, перевешивает что-то плохое... Забыл совсем, ведь еще вышла картина Аллы СУРИКОВОЙ "Идеальная пара", там одна серия, что называется, про меня. Снялся еще и у одной молодой девочки, я ее знаю как Татьяну КАЛИНИЧЕНКО, но сейчас, по-моему, у нее какая-то другая фамилия. Еще когда она училась во ВГИКе, одна из ее курсовых работ посвящалась мне и называлась "Портрет Николая Караченцова". И вот недавно она закончила картину с таким... уж очень труднопроизносимым названием, что-то типа "Идиосинкразия", что ли? Там - с такими тараканами! (Смеется). Комедия страха. С большим налетом абсурда. Но попросила вот по старой памяти сняться... Что еще?.. Записываю новые песни, не забываю это дело...

- Я прекрасно знаю, что жизнь у вас, Николай Петрович, всегда расписана как минимум на полгода вперед, и даже не по часам, а в полном смысле слова по минутам...

- Это да.

- Что уже запланировали себе на следующий год?

- Уже есть интересные предложения насчет кино. Дай Бог, если все срастется, буду в этих картинах работать, но заранее говорить о них мне бы не хотелось - я, как и многие мои коллеги, суеверен. Ну, естественно, это "Ленком", где у меня на сегодняшний день четыре спектакля: "Шут Балакирев", "Юнона" и "Авось", "Чешское фото" и "Sorry". Плюс к этому есть еще одна затея. Если все будет хорошо, то поучаствую, скажем так, в жанре, который уже почти умер, но вот, может быть, возродится - это телеспектакль. Управлять которым будет режиссер Константин АНДРОПОВ. Но поживем - увидим...

***

- Уже совсем скоро Новый год. Я вас поздравляю, Николай Петрович!

- Спасибо, Андрей, я вас тоже.

- Где, с кем и как, интересно, планируете его встретить?

- Еще не знаю.

- Некоторые придерживаются традиции во что бы то ни стало проводить новогоднюю ночь дома, исключительно в кругу семьи...

- Ну... бывает и так у нас. А бывает и нет. Как получается. Загадывать не буду... А то вот, я помню, однажды Новый год в самолете встретил - никогда этого не забуду! (Смеется). Летели в Америку на гастроли с "Юноной". Была задержка рейса, а потом только взлетели - и полночь. Ну что оставалось делать - прямо в салоне давай отмечать! Как он только не упал - не знаю. (Смех). А после, когда прилетели - побросали вещи в гостинице, побрились, помылись, ну и пошли отмечать теперь уже американский Новый год, в местный ресторан "Максим". Хорошо погуляли!.. Но, если честно, Андрей, то, конечно же, хочется дома побыть. С супругой (она, как и Николай Петрович, актриса "Ленкома", а зовут ее Людмила Поргина - авт.), с сыном. И так-то нечасто видимся...

- Сын чем занимается?

- Баклуши бьет. (Улыбается). Нет, Андрюшка закончил МГИМО. Отстажировался год в Московской коллегии адвокатов, у Генри РЕЗНИКА. Причем для того, чтобы попасть в эту стажерскую группу, надо было пройти о-го-го какой серьезный конкурс. После чего были экзамены, и вот не так давно его приняли уже в саму коллегию. И плюс еще он в аспирантуре. Пашет, молодец.

***

- Год Лошади ведь наступает...

- Очень красивые животные! Мне приходилось с ними общаться в кино, так что...

- Проблем никогда не возникало в этом самом общении?

- Возникали, было... Помню, первая крупная, если так можно сказать, лошадиная картина для меня была "Ярославна, королева Франции". Первый съемочный день - в Польше. Я приехал туда впритык. Ко мне подвели коня и сказали: "Это твой. Знакомься". Причем именной он был, уж какой-то шибко породистый, его гнали специально из России для меня, ведь я играл там Злата, то есть у меня должен был быть крутой гнедой. Говорят: "Садись. Здесь вот на нем и будешь воевать". Я очумел, спрашиваю: "А как на него залезать?" У режиссера Игоря МАСЛЕННИКОВА (тот самый, которому "Дилижанс" на челябинском кинофестивале вручил своего хрустального конька - ред.) едва не случился сердечный приступ, он как вскричал: "Ты что - не умеешь?!!" Я говорю: "Первый раз коня вижу". Он: "Я думал, ты все умеешь!" Я: "Да. А вот этого - нет". А нашему каскадеру, который отвечал за конные трюки, ему визу не дали. Что делать? Тут ко мне один нетрезвый поляк подъезжает и спрашивает: "Ты машину водишь?" - "Да". - "Вот смотри: слева - нога на тормозе, справа - на газе, дернешь поводья налево - левый поворот, направо - правый. Все - пошел!" (Смех). Вот так и началось мое знакомство с лошадьми...

***

- 12 часов. Бой курантов. Что в эту минуту будете желать себе, Николай Петрович?

- Никогда не скажу! (Смех). Не сбудется же. Свои желания никому и никогда не надо рассказывать. Мечту надо таить и хранить, иначе она потеряет ценность. Поэтому тут надо как-то... держать себя руками, затаить что-то - и молить Господа об исполнении... Честно говоря, я не живу по датам. Новый год для меня... да, это праздник. Наверное, лучший. Потому что он добрый, потому что он... без всякой политической подоплеки. Но вот, повторю, у меня не получается мерить жизнь свою каким-то вехами. Как, знаете, некоторые говорят: "Все, дождусь Нового года - начну новую жизнь!" Не спорю, кто-то начинает, и у него это получается. У меня же все несколько по-другому. Жизнь может и посреди года прижать. Так шарахнет! Вот тогда да - мне надо, скажем так, сойти с орбиты дня на три и никого не видеть. Никого! Забуриться в какую-нибудь берлогу и там, не торопясь, по полной поразмыслить: что у меня было, что есть, что будет, что я правильно делаю, а что нет - то есть сделать для себя какие-то выводы, а после по возможности избавиться от всего того, что гнетет меня, не дожидаясь никакого Нового года. Понимаете?.. Меня тут недавно спросили, мол, что вы ждете от года Лошади? Я вообще-то настолько не силен во всех этих восточных гороскопах. Не знаю, что моего Скорпиона-то ждет, а тут еще задумываться о том, что мне Лошадь принесет! Я и гороскопы-то читаю только те, в которых мне хорошее сулят. (Смех). Как что-то негативное полезло, тут же говорю: "Ясно, что все эти гороскопы чушь! Это вообще полная белиберда!" Поэтому, как мне думается, не надо чего-то ЖДАТЬ. По крайней мере, я далек от этого и как-то знаете ли, не очень верю. А что касается боя курантов... В дикое мы с вами время живем. В страшное... Что будет с Россией и нами дальше?.. По-моему, мы сможем выжить и остаться людьми, только если будем помнить все то ДОБРОЕ и ЧЕЛОВЕЧНОЕ, чему учили нас папа и мама в детстве. Это мое глубокое убеждение. Я желаю всем добра. Желаю молодым найти СВОЮ дорогу в жизни, УГАДАТЬ ее. Ибо самое большое несчастье - жить так, как не получается, как не нарекла судьба, так, как живет, быть может, кто-то другой...

Тепло провел вечерок со старым знакомым Андрей ОРЛОВ.

Фотосъемку до, во время и после беседы вел Антон ЧИРИКОВ.

Авторы выражают большую БЛАГОДАРНОСТЬ устроителям творческого вечера - театрально-концертному агентству "Аничков мост" за поистине неоценимую помощь в организации интервью и съемки.

Еженедельная газета "Городской дилижанс"
Тел. (3512) 36-26-44, факс 65-16-33
454091, г. Челябинск, ул. Красная, 4, к. 604.
E-mail: dil@chelpress.ru
Главный редактор Тамара Михеева
Использование материалов без письменного разрешения
редакции "Городского дилижанса" ЗАПРЕЩЕНО!


Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru